История немецкого вина Liebfraumilch

Пожалуй, невозможно встретить жителя стран постсоветского пространства в возрасте более 30 лет, который бы в своей молодости не сталкивался с вином Liebfraumilch («Молоко любимой женщины»). Яркие бутылки из синего стекла можно было найти в любом супермаркете, они стоили недорого и привлекали внимание новизной и нестандартностью.

«Молоко любимой женщины» в конце 1990-х годов и начале 2000-х стало главным вином для романтических свиданий, семейных застолий и – неожиданно – студенческих вечеринок. Даже ваш покорный слуга в те времена приобретал бутылку-другую Liebfraumilch, отправляясь на встречу с понравившейся девушкой. И, разумеется, именно с этим вином праздновали 8 марта – Международный женский день.

Вино «Молоко любимой женщины», продававшееся в магазинах в 90-00-х годах, высоким качеством не отличалось. Это было немецкое белое полусладкое, изготовленное из трёх ключевых сортов региона – Рислинг, Гевюрцтраминер и Мюллер-Тургау. Оно производилось в каких-то немыслимых количествах, качество оставляло желать лучшего, про «дегустационный профиль» я вообще молчу: никаких сортовых особенностей, никакой винтажности или терруарности. Liebfraumilch подкупало только низкой ценой и нестандартной бутылкой.

И сейчас, глядя на Liebfraumilch образца 90-00-х, сложно поверить, что когда-то давным-давно это вино было высококачественным, насыщенным напитком, подававшимся наиболее важным церковникам.

В этой статье я расскажу более детально о вине «Молоко любимой женщины».

От Богородицы к любимой женщине

В интернете можно встретить очень много споров о том, как правильно переводить название Liebfraumilch – «Молоко любимой женщины» или «Молоко Богородицы»? Исторически корректен именно второй вариант.

Первое упоминание об этом вине датируется 1687 годом. Напиток появился благодаря усилиям монахов Церкви Богородицы Liebflrauenkirche, расположенной в Германии. Служители выращивали на прилегающих к храму виноградниках белые сорта и готовили из них сладкое вино, которое использовалось на причастиях и других религиозных ритуалах, а также подавалось непосредственно патриарху.

Само вино получило название Liebfrauenminch, что дословно переводится как «монах Богородицы». Наименование указывало на место происхождения. Высокое качество вина оценили не только служители церкви Богородицы и прихожане, но и остальные жители Европы – напиток сначала приобрёл популярность в родной Германии, а затем распространился и в соседние страны.

Именно во время этого «распространения по Европе» вино сменило название – причём буквально одну букву в нём. Liebfrauenminch превратилось в Liebfrauenmilch, что, в свою очередь, переводится как «Молоко Богородицы». Смена была вполне оправдана – само вино имело однозначно религиозное происхождение и характеризовалось интенсивно-сладким вкусом, также отвечающем представлениям о подобной жидкости.

Следующая перемена названия произошла уже в XX веке. Причиной тому стало развитие немецкого языка – он упрощался и избавлялся от ненужных окончаний в словах. Так из наименования вина пропало «en». Осталось уже знакомое нам Liebfraumilch.

Именно под этим названием немецкое сладкое вино распространилось и за пределы Европы. Во второй половине XX века значительная часть производимого напитка продавалась в США, где потребителей тоже интересовали недорогие и сладкие варианты белых вин.

Попав в Россию и другие страны постсоветского пространства, вино сохранило название. Однако сам термин Liebfraumilch можно перевести двумя способами – если рассматривать Liebfrau как одно слово, то это будет «Богородица»; а если как два (lieb frau) – то «любимая женщина». Дистрибьюторы и ритейлеры решили выбрать второй вариант. Причины, по которым они выбрали именно этот вариант, остаются неизвестны – возможно, они сочли «молоко любимой женщины» более благозвучным (или не менее крамольным), чем «молоко Богородицы».

Однако вернёмся опять в прошлое, чтобы посмотреть, как развивался «бренд» Liebfraumilch.

От монастырского вина к брендовому

Монахи церкви Богородицы занимались производством вина Liebfraumilch вплоть до конца XVIII века. Они бы и дальше выпускали этот напиток, но помешала геополитика – во время наступления Наполеона на Германию это религиозное заведение было разрушено и разграблено, а уже произведённые запасы распроданы.

Однако в разрушенном состоянии виноградники церкви Богородицы стояли недолго. Уже в 1808 году (когда Германия фактически оставалась под французской оккупацией) их купил Петер Йозеф Фалькенберг, крупный торговец и, как бы его назвали современники, экспортёр благородных напитков. Он восстановил производство на этих виноградниках и начал отправлять выпускаемые вина в соседнюю Великобританию.

Британцы полюбили Liebfraumilch. Настолько, что спрос на это вино начал превышать возможности производства. Фалькенберг не придумал ничего другого, как превратить Liebfraumilch в полноценный бренд – и теперь под этим наименованием выпускались вина не только с виноградников, принадлежащих церкви Богородицы, но и другие белые сладкие напитки.

Вина Liebfraumilch Фалькенберга, отправляемые на экспорт в Великобританию, производились по всей Германии. В таких условиях ни о каком контроле качества, разумеется, не может быть и речи: часть напитков закупалась в виде того, что сегодня принято называть «балком», и просто разливалась по бутылкам без проверки соответствия. Однако немецкие виноделы были достаточно ответственными. Liebfraumilch всегда было белым сладких вино, изготовленным из сортов Рислинг, Гевюрцтраминер и Мюллер-Тургау, а также некоторых других.

Ко второй половине XIX века немецкие вина изменили свой стиль. Производители стремились «урвать» хоть немного от популярности Liebfraumilch, поэтому начали готовить сладкие белые напитки. К счастью, не приторные – Рислинг даже в десертных вариантах сохраняет свою кислотность. Именно поэтому немецкие вина не утратили своей популярности. Однако многообразие Liebfraumilch’а привело к тому, что германские регуляторы заинтересовались брендом и решили защитить его от подделок.

В 1908 году германские регуляторы решили законодательство закрепить наименование Liebfraumilch за винами, произведёнными с виноградника при церкви Богоматери. Семейство Фалькенберг, разумеется, воспротивилось этому. Если бы закон был принят, он бы утратил огромный рынок – объяснить покупателям, что их любимый бренд теперь называется по-другому, в первой половине XX века было сложно.

Поэтому семейство Фалькенберг «продавило» другое законодательное изменение, которое устроило всех. Liebfraumilch оставалось брендовым вином, которое имеет определённые биохимические и органолептические качества. А вот вино, произведённое непосредственно на винограднике при церкви Богородицы, начало называться Liebfrauenstift.

Blue Nun и поиск идеального Liebfraumilch

В 1930-х годах на рынке Liebfraumilch появляется новый игрок – компания Blue Nun. Она была основана очень колоритным персонажем, предпринимателем Петером Максом Сишелем. Будучи в первую очередь дистрибьютором, он успел и на ЦРУ США поработать, и писателем стать. И даже имел еврейское происхождение, что в Германии уже в начале XX века было достаточно опасно афишировать. Кстати, он жив до сих пор.

Blue Nun Liebfraumilch изначально создавалось как ориентированный на экспорт и международную торговлю бренд. На классической этикетке милые немецкие монашки собирали спелый виноград. Даже надпись Liebfraumilch приводилась не готическим шрифтом, а обычным. Вино демонстрировало «максимальное дружелюбие» уже с этикетки.

И этот фокус сработал. Во второй половине XX века Blue Nun начало по объёмам продаж начало превосходить Liebfraumilch Фалькенбергов. Ежегодно отгружалось около 2 миллионов ящиков этого вина. При этом даже сам производственный процесс был ориентирован на «максимальное дружелюбие».

В лабораториях Blue Nun постоянно экспериментировали с купажами. Однажды они выпустили партию Liebfraumilch, изготовленного из 100% Рислинга. Удивительным образом оно продалось значительно хуже, чем купаж из Рислинга, Гевюрцтраминера и Мюллер-Тургау. Тогда от идеи Liebfraumilch из Рислинга пришлось отказаться.

Сейчас это вызывает удивление. В первой половине XX века немецкие Рислинги ценились значительно выше, чем бургундское Шабли и другие премиальные белые вина Франции. Они были на пике своей популярности. Однако в «дружелюбном выражении» особого спроса они не снискали.

К концу 1980-х годов Blue Nun наконец-то достигли идеального варианта Liebfraumilch: вина, которое, по словам производителя, «подходило к любому блюду». Полусладкое, основу купажа составляют Рислинг и Мюллер-Тургау, для ароматики – Гевюрцтраминер и некоторые другие классические белые сорта. Вино содержало 25 граммов остаточного сахара на литр и имели титруемую кислотность в 6,3 грамма на литр. Баланс был ближе к сладкому, но не приторному – чтобы к напитку можно было действительно подать любое гастрономическое сопровождение.

В 1989 году германское законодательство снова изменило классификацию Liebfraumilch – теперь оно опустилось до уровня QbA, аналогичного «столовому вину». Было введено несколько требований к производству напитка:

  • Liebfraumilch разрешено производить только на виноградниках Рейнгессена, Пфальца, Рейнгау и Наэ.
  • Содержание остаточного сахара – не менее 18 граммов на литр.
  • Основу купажа должны составлять Мюллер-Тургау, Рислинг, Сильванер или Кернер. Можно добавлять и другие белые сорта.

В требованиях была «лазейка», которая окончательно испортила образ Liebfraumilch. Нормативы не запрещали добавлять в готовый напиток концентрированный сок винограда. Этот приём часто используется производителями, который выращивают высокоурожайные сорта, для улучшения вкуса готового вина.

Современный образ Liebfraumilch

Принятие новых требований к производству Liebfraumilch испортило вино. Главное – ключевым сортом в купаже стал Мюллер-Тургау. Он характеризуется высокой урожайностью и неприхотливостью, но вина даёт совершенно блёклые и неинтересные – как испанский Айрен. Формально с Мюллер-Тургау, конечно, можно «работать», создавать элегантные напитки, но никто этим не хочет заниматься – зачем, когда можно воспользоваться незапрещённым приёмом?

Производители начали изготавливать Liebfraumilch из 100% Мюллер-Тургау. Перед тем, как разлить вино по бутылкам, они начали добавлять в него концентрированный виноградный сок. Это улучшало вкус и консистенцию вина – но окончательно уничтожало его характер.

Одновременно с этим на рынок начали выходить другие интересные белые вина. Рислинг из Пфальца стал дешевле, критики начали положительно отзываться о новозеландском Совиньон Блане, даже белое Бордо наконец-то подняло голову. Эффект новизны от красивых синих бутылок и улыбающихся монашек на этикетке прошёл.

Так что Liebfraumilch начало исчезать с прилавков. Но – не навсегда.

Истинное «Молоко Богородицы»

Помните, семейство Фалькенберг ещё в 1908 году пролоббировало переименование исторического виноградника при церкви Богородицы? Эта локация ещё существует. Сегодня этот виноградник носит сложное название Liebfrauenstift-Kirchenstuck (указывает на принадлежность церкви Богородицы).

Он также имеет классификацию Grosse Lage, наивысшую в Германии – практически аналогичную французскому «гран крю». При этом ни один из производителей, работающих на этой высадке, не выпускает непосредственно Liebfraumilch.

Вместо этого производители, работающие на этом винограднике, выпускают сортовые вина – сухие Рислинги и Шардоне, и позднего сбора. Последние характеризуются тем самым сочетанием сладости и кислотности в идеальном балансе, за которое мы все любим немецкие вина.

И никто не использует синие бутылки.