Супертоскана выходит из моды, что случилось?

В 1974 году американский журнал Decanter устроил слепую дегустацию вин, пригласив известных сомелье и собрав напитки от крупнейших производителей. После продолжительного конкурса до финала добралось две марки, представляющие классический бренд Бордо – то есть изготовленные из сортов Каберне Совиньон и Мерло.

Казалось бы, исход предрешён, ведь одна из марок – это вино с шато гран крю Бордо. Но это вино заняло второе место. Победителем стало Sassicaia из Тосканы, Италия.

Дегустация 1974 года изменила винный мир – напиток из Италии, изготовленный по французской технологии, превзошёл французский! Понятно, что это стало ударом по самолюбию производителей из Бордо. А хозяйство Инчиза делла Роккетта прославилось на весь мир. И ценители заговори о «Супертоскане» – винах из Тосканы, изготовленных по французской технологии.

Но вот прошло менее полувека, и о Супертоскане начали постепенно забывать. Что изменилось за эти 50 лет? Расскажу в этой статье.

В первую очередь – что такое супертосканские вина?

Начать стоит с описания стиля супертосканских вин. Итак, это напитки, изготовленные в Тоскане, но из французских сортов винограда и по технологиям Бордо.

В частности, для изготовления супертосканских вин используется три разрешённых к выращиванию в Бордо сорта: Каберне Совиньон, Мерло и Пти Вердо. Иногда добавляется немного аутентичного для Италии Санджовезе. Напитки производятся строго в соответствии со стилистикой Бордо – совпадает даже время мацерации и технология выдержки в дубовых бочках.

Однако во многих случаях супертосканские вина более мощные и структурированные, чем вина Бордо. Это объясняется климатическими особенностями региона. В Тоскане немного теплее, чем в Бордо, поэтому виноград достигает 100% зрелости к моменту сбора. Он набирает больше вкусовых веществ, что и формирует сложный, напористый и плотный характер напитков.

Рассвет и закат супертосканских вин

Супертосканские вина появились на рынке элитного алкоголя сравнительно недавно. Пионером можно считать Sassicaia, первый релиз которой вышел в 1968 году. При этом, что забавно, долгое время эти напитки маркировались как VdT, столовое вино, низший класс для итальянского алкоголя – в первую очередь из-за того, что они изготавливались из неаборигенных для Тосканы сортов винограда.

Ценители заговорили о супертосканских винах в 1974 году, после прогремевшей на весь мир слепой дегустации. До этого такие напитки представляли интерес лишь для энтузиастов. Конечно, даже первые дегустаторы отмечали прекрасные вкусовые качества, однако на рынке элитного алкоголя очень серьёзное значение имеет происхождение, сертификация и статус производителя. Sassicaia была «просто хорошим вином», которое не интересовало коллекционеров.

Когда Sassicaia заняла первое место на слепой дегустации, коллекционеры со всего мира тут же начали массово скупать это вино. Но пик расцвета «Супертосканы» пришёлся на 1980-е годы. Тогда каждое вино компании Tenuto San Guido мгновенно раскупалось и даже не добиралось до прилавков обычных магазинов.

Цены на супертосканские вина на аукционах били рекорды при каждом появлении таких напитков в продаже. 1000 долларов за бутылку. 2 тысячи долларов. 5 тысяч долларов. 10 тысяч долларов! Для 1980-х годов это были неслыханно высокие цены.

Но вскоре интерес начал угасать. Уже в 1990-х годах супертосканские вина стали всё реже появляться на аукционах. Коллекционеры, в том числе инвесторы, вернулись к бордосским и бургундским маркам.

Изменения на винном рынке убили стиль

К концу 1990-х потребительское поведение покупателей вина изменилось:

  • Возникла волна vini naturali – напитков, в которых подчёркивается аутентичность. Они изготавливаются из аборигенных сортов винограда по старинным технологиям, а вкусовые характеристики демонстрируют особенности терруара и региона.
  • Инвесторы-коллекционеры поняли, что напитки из Бордо и Бургундии дорожают быстрее, чем из Тосканы, поэтому вновь начали активно покупать и перепродавать элитные французские вина.
  • Глобальное потепление и климатические изменения повысили востребованность лёгких, освежающих вин – в первую очередь белых и розовых, а также не слишком полнотелых красных. Супертоскана с её мощным, напористым вкусом оказался слишком насыщенной.

Но главной проблемой супертосканских вин стало отсутствие аутентичности. Эти напитки выполнялись в стандартной стилистике, такой же, какая используется производителями из Франции, США, Австралии и Новой Зеландии. Все тонкости терруара и происхождения могли распознать и оценить только профессиональные сомелье и дегустаторы. Массовые потребители не чувствовали разницы между Sassicaia за 2 тысячи долларов и хорошим калифорнийским вином за 200 долларов. А если нет кардинальных различий, то зачем платить больше?

Как супертосканские производители адаптируются к изменениям

Потеря востребованности ударила по производителям супертосканских вин и вынудила их искать новые способы привлечь аудиторию. Но на сей раз они нацелились на массового потребителя, а не на коллекционеров.

Так, компании Campo alla Sughera и Podere Sapaio начали внедрять органический и биодинамический подход к виноделию, востребованные среди современных покупателей. Производители поменьше начали изготавливать напитки, в которых содержится до 80% местных сортов, включая Санджовезе. Каберне Совиньон отходит на второй план, уступаю менее танинному и более лёгкому Каберне Фран.

Супертосканские вина адаптируются к изменениям на рынке. Но успеют ли они вновь стать культовыми до того, как произойдёт очередная «встряска»? Только время покажет. Зато снижение цен сделало отличное вино в бордосском стиле более доступным для массового покупателя.