Американское вино в тетрапаках
Вина в тетрапаках – картонных коробках – считаются исключительно «российским» явлением. Кажется, что в европейских странах и прочих прогрессивных государствах увидеть квадратный ящик на нижней полке супермаркета просто невозможно. Однако это не так. В США очень развита индустрия производства вина в тетрапаках.
Так, например, ежемесячно в США продаётся около 80–100 тысяч «коробок» вина. Стандартом является объём в 3 литра. Получается, ежемесячно американцы выпивают около 300 тысяч литров вина из тетрапаков.
Конечно, отношение к коробочному вину в США – такое же, как и в России. Несмотря на все убеждения производителей, что такая упаковка лучше сохраняет вкусовые качества напитка, экономит ваши деньги и вообще полезна для окружающей среды, потому что подходит для сдачи в переработку, сам алкоголь, наливаемый в тетрапаки, далёк от совершенства.
![](https://winefan.ru/wp-content/uploads/2022/04/amerikansie_vina_v_tetrapakax_1.jpg)
И в этой статье я расскажу о том, как развивалась американская индустрия вина в тетрапаках.
Первое вино в тетрапаке
Сама упаковка «тетрапак», которая также называется bag-in-box («пакет-в-коробке») была изобретена в середине прошлого века. Однако она использовалась изначально для безалкогольных напитков. Впервые вино по тетрапакам разлил южноавстралийский фермер Томас Ангов, которому требовалось создать простую для транспортировки упаковку.
![](https://winefan.ru/wp-content/uploads/2022/04/amerikansie_vina_v_tetrapakax_2.jpg)
Упаковка Томаса Ангова представляла собой 4,5-литровую коробку. Чтобы налить вино, предлагалась отрезать один из её уголков, а затем запечатать его специальным штифтом. Томас Ангов запатентовал свой подход.
В 1967 году австралийская компания Penfold Wines совместно с изобретателем Чарльзом Малпасом усовершенствовали конструкцию упаковки – они добавили в пластиковый воздухонепроницаемый кран, приваренный ко внутреннему фольгированному пакету. Сегодня именно он используется практически во всех тетрапаках. Чтобы достать этот кран, нужно оторвать перфорированную панель на коробке.
В 1970-х годах упаковка добралась и до США. Изначально её использовали для фруктовых соков и питьевой воды. Однако местные производители начали применять тетрапаки и для хранения вин. Дешевизна упаковки в сравнении со стеклянными бутылками позволила снизить цену на алкогольный напиток – и тем самым привлечь внимание большей аудитории.
![](https://winefan.ru/wp-content/uploads/2022/04/amerikansie_vina_v_tetrapakax_3.jpg)
Пара слов о качестве вин в тетрапаках
Упаковка тетрапак особенно полюбилась производителям недорогих вин. Она позволила ещё заметнее снизить цену на алкоголь и тем самым привлечь аудиторию, которая обычно покупает пиво или коктейли на основе его (да, в Америке они тоже довольно широко распространены). Однако изначально вина в тетрапаках были, собственно говоря, обычными ординарными винами массового производства.
Только примерно в 1990-х годах производители начали разливать по коробкам однозначно некачественное вино – например, изготовленное из привезённого из стран третьего мира виноматериала или просто неудачного урожая. Чтобы компенсировать недостатки, в напитки начали добавлять различные ароматизаторы, красители и вкусовые вещества.
Так уже в начале 2000-х годов репутация вин в тетрапаках окончательно испортилась. Однако продажи упали совсем незначительно – всё-таки низкая цена и широкие рекламные кампании продолжали привлекать аудиторию.
![](https://winefan.ru/wp-content/uploads/2022/04/amerikansie_vina_v_tetrapakax_4.jpg)
В 2010-х годах среди американцев – собственно, как и среди представителей других национальностей – начало появляться больше винных снобов. Это объясняется во многом открытостью и доступностью информации. Каждый, у кого есть интернет, может узнать о технологии производства вина и зависимости его от терруара. Поэтому производителям алкогольных напитков в тетрапаках пришлось адаптироваться под новую реальность.
Новая реальность вин в тетрапаках
Ещё в 2003 году на Центральном побережье штата Калифорния была основана компания Black Box Wines. Она совместила несочетаемое: начала разливать вина премиум-класса по картонным коробкам. Это были полноценные качественные алкогольные напитки – вызревшие в дубе, изготовленные из урожая, собранного в подходящих терруарах.
В дальнейшем к тренду присоединились и другие производители. При этом они представляют свои коробочные вина как превосходящие по качеству бутылочные.
Например, они приводят следующие аргументы:
- Вино остаётся свежим в течение 6 недель после открытия. При наливании через воздухонепроницаемый кран напиток в коробке не контактирует с кислородом, благодаря чему не окисляется. Я согласен с этим утверждением.
- Вино дешевле, чем при покупке аналогичного количества бутылок. Стекло и корковые пробки намного дороже, чем пластик и картон, а также сложнее в транспортировке. Поэтому – действительно, такое вино дешевле, чем в бутылках, но только если смотреть на массовый рынок. Если Domaine de la Romanee-Conti неожиданно начнёт разливать свой коллекционный Пино Нуар по коробкам, это вряд ли заметно снизит его цену.
- Вино оставляет на 50% меньше углеродного следа, чем бутылочное. Производители аргументируют тем, что изготовление стекла требует переплавки песка, нагревания, охлаждения… А картон и пластик, к тому же, после использования можно утилизировать.
![](https://winefan.ru/wp-content/uploads/2022/04/amerikansie_vina_v_tetrapakax_5.jpg)
Этих трёх утверждений, на самом деле, вполне достаточно для «целевой аудитории» вин в тетрапаках. Молодёжь выбирает эти коробочные напитки в стремлении сохранить природу, семьи – чтобы «купить один раз на полтора месяца», а небогатые люди – чтобы сэкономить деньги.
При этом производители делают ставку именно на молодую целевую аудиторию. В индустрии вин в тетрапаках изменения на рынке алкоголя находят отражение быстрее, чем в классической сфере. Проще говоря, сейчас в США можно купить и оранжевое вино в картонной коробке, и выдержанный в бочках из-под бурбона каберне совиньон, и зинфандель со старых лоз.
![](https://winefan.ru/wp-content/uploads/2022/04/amerikansie_vina_v_tetrapakax_6.jpg)
Но даже выходят на премиальный рынок, производители вин в тетрапаках не собираются конкурировать с хозяйствами экстра-класса. Например, одни из самых дорогих напитков в картонных коробках сейчас стоят порядка 60–70 долларов. Это может показаться достаточно адекватным значением – но давайте вспомним, что объём тетрапака – 3 литра. То есть «премиальное» вино стоит порядка 15–20 долларов за бутылку…
Впрочем, львиная доля американского рынка всё равно занята брендом Franzia: 5 литров вина за 15 долларов в Wallmart. Так что все эти премиальные и необычные напитки всё ещё тонут в дешёвых коробках, предназначенных лишь для того, чтобы напиться за копейки.