Американское вино в тетрапаках
Вина в тетрапаках – картонных коробках – считаются исключительно «российским» явлением. Кажется, что в европейских странах и прочих прогрессивных государствах увидеть квадратный ящик на нижней полке супермаркета просто невозможно. Однако это не так. В США очень развита индустрия производства вина в тетрапаках.
Так, например, ежемесячно в США продаётся около 80–100 тысяч «коробок» вина. Стандартом является объём в 3 литра. Получается, ежемесячно американцы выпивают около 300 тысяч литров вина из тетрапаков.
Конечно, отношение к коробочному вину в США – такое же, как и в России. Несмотря на все убеждения производителей, что такая упаковка лучше сохраняет вкусовые качества напитка, экономит ваши деньги и вообще полезна для окружающей среды, потому что подходит для сдачи в переработку, сам алкоголь, наливаемый в тетрапаки, далёк от совершенства.
И в этой статье я расскажу о том, как развивалась американская индустрия вина в тетрапаках.
Первое вино в тетрапаке
Сама упаковка «тетрапак», которая также называется bag-in-box («пакет-в-коробке») была изобретена в середине прошлого века. Однако она использовалась изначально для безалкогольных напитков. Впервые вино по тетрапакам разлил южноавстралийский фермер Томас Ангов, которому требовалось создать простую для транспортировки упаковку.
Упаковка Томаса Ангова представляла собой 4,5-литровую коробку. Чтобы налить вино, предлагалась отрезать один из её уголков, а затем запечатать его специальным штифтом. Томас Ангов запатентовал свой подход.
В 1967 году австралийская компания Penfold Wines совместно с изобретателем Чарльзом Малпасом усовершенствовали конструкцию упаковки – они добавили в пластиковый воздухонепроницаемый кран, приваренный ко внутреннему фольгированному пакету. Сегодня именно он используется практически во всех тетрапаках. Чтобы достать этот кран, нужно оторвать перфорированную панель на коробке.
В 1970-х годах упаковка добралась и до США. Изначально её использовали для фруктовых соков и питьевой воды. Однако местные производители начали применять тетрапаки и для хранения вин. Дешевизна упаковки в сравнении со стеклянными бутылками позволила снизить цену на алкогольный напиток – и тем самым привлечь внимание большей аудитории.
Пара слов о качестве вин в тетрапаках
Упаковка тетрапак особенно полюбилась производителям недорогих вин. Она позволила ещё заметнее снизить цену на алкоголь и тем самым привлечь аудиторию, которая обычно покупает пиво или коктейли на основе его (да, в Америке они тоже довольно широко распространены). Однако изначально вина в тетрапаках были, собственно говоря, обычными ординарными винами массового производства.
Только примерно в 1990-х годах производители начали разливать по коробкам однозначно некачественное вино – например, изготовленное из привезённого из стран третьего мира виноматериала или просто неудачного урожая. Чтобы компенсировать недостатки, в напитки начали добавлять различные ароматизаторы, красители и вкусовые вещества.
Так уже в начале 2000-х годов репутация вин в тетрапаках окончательно испортилась. Однако продажи упали совсем незначительно – всё-таки низкая цена и широкие рекламные кампании продолжали привлекать аудиторию.
В 2010-х годах среди американцев – собственно, как и среди представителей других национальностей – начало появляться больше винных снобов. Это объясняется во многом открытостью и доступностью информации. Каждый, у кого есть интернет, может узнать о технологии производства вина и зависимости его от терруара. Поэтому производителям алкогольных напитков в тетрапаках пришлось адаптироваться под новую реальность.
Новая реальность вин в тетрапаках
Ещё в 2003 году на Центральном побережье штата Калифорния была основана компания Black Box Wines. Она совместила несочетаемое: начала разливать вина премиум-класса по картонным коробкам. Это были полноценные качественные алкогольные напитки – вызревшие в дубе, изготовленные из урожая, собранного в подходящих терруарах.
В дальнейшем к тренду присоединились и другие производители. При этом они представляют свои коробочные вина как превосходящие по качеству бутылочные.
Например, они приводят следующие аргументы:
- Вино остаётся свежим в течение 6 недель после открытия. При наливании через воздухонепроницаемый кран напиток в коробке не контактирует с кислородом, благодаря чему не окисляется. Я согласен с этим утверждением.
- Вино дешевле, чем при покупке аналогичного количества бутылок. Стекло и корковые пробки намного дороже, чем пластик и картон, а также сложнее в транспортировке. Поэтому – действительно, такое вино дешевле, чем в бутылках, но только если смотреть на массовый рынок. Если Domaine de la Romanee-Conti неожиданно начнёт разливать свой коллекционный Пино Нуар по коробкам, это вряд ли заметно снизит его цену.
- Вино оставляет на 50% меньше углеродного следа, чем бутылочное. Производители аргументируют тем, что изготовление стекла требует переплавки песка, нагревания, охлаждения… А картон и пластик, к тому же, после использования можно утилизировать.
Этих трёх утверждений, на самом деле, вполне достаточно для «целевой аудитории» вин в тетрапаках. Молодёжь выбирает эти коробочные напитки в стремлении сохранить природу, семьи – чтобы «купить один раз на полтора месяца», а небогатые люди – чтобы сэкономить деньги.
При этом производители делают ставку именно на молодую целевую аудиторию. В индустрии вин в тетрапаках изменения на рынке алкоголя находят отражение быстрее, чем в классической сфере. Проще говоря, сейчас в США можно купить и оранжевое вино в картонной коробке, и выдержанный в бочках из-под бурбона каберне совиньон, и зинфандель со старых лоз.
Но даже выходят на премиальный рынок, производители вин в тетрапаках не собираются конкурировать с хозяйствами экстра-класса. Например, одни из самых дорогих напитков в картонных коробках сейчас стоят порядка 60–70 долларов. Это может показаться достаточно адекватным значением – но давайте вспомним, что объём тетрапака – 3 литра. То есть «премиальное» вино стоит порядка 15–20 долларов за бутылку…
Впрочем, львиная доля американского рынка всё равно занята брендом Franzia: 5 литров вина за 15 долларов в Wallmart. Так что все эти премиальные и необычные напитки всё ещё тонут в дешёвых коробках, предназначенных лишь для того, чтобы напиться за копейки.