Как вам американское вино Two Buck Chuck за 2$?

В 2021 году компания Charles Shaw, названная так по имени основателя, отчиталась о продаже миллиардной бутылки своего вина. Чтобы захватить американский рынок, ей потребовалось всего два десятилетия. А секрет успеха максимально прост – вина от этого бренда продавались по цене в 1,99 долларов, благодаря чему приобрели народное название Two Buck Chuck («Чак за два бакса»).

Миллиард бутылок на американском рынке – это очень много. Это означает, что статистически каждый совершеннолетний житель США выпил пять бутылок. И потратил на это всего десять долларов – меньше, чем на подписку Netflix за месяц.

Как вино за два доллара стало по-настоящему народным и превратилось в символ нового американского виноделия – расскажу в этой статье.

Чарльзу Шоу было видение

В 1980-х годах американский винодел Чарльз Шоу задался целью познакомить жителей США с новым французским стилем напитков. Тогда территории калифорнийской долины Напа были засажены Каберне Совиньон и Мерло – бордосскими сортами, неожиданно хорошо прижившимися на «звёздно-полосатой» земле. Соответственно, и большинство американских вин изготавливались именно из них.

Но Чарльз Шоу хотел разнообразить ассортимент вин. Он внимательно изучил особенности терруара и решил, что лучший новый сорт для выращивания в долине Напа – это Гаме. За саженцами он отправился во Францию.

За экспериментом следило всё американское винное сообщество. В конце концов, при успешности рынок алкоголя США действительно бы изменился. А Чарльз Шоу сочетал страстный и академический подход.

Но, как водится, что-то пошло не так. В 1995 году Чарльз Шоу был вынужден подать на банкротство. Виноградники были выкуплены компаний Bronco Wine вместе с торговой маркой.

А спустя ещё 7 лет Charles Shaw появилось в продаже. И действительно изменило рынок.

Хорошее вино за 2 доллара – это не фантастика

В 2002 году на полках супермаркетов сети Trader’s Joe появилось вино Charles Shaw. Оно было… ну, как настоящее. Увесистая стеклянная бутылка объёмом 750 мл, корковая пробка, аккуратная этикетка. По вкусовым качествам оно превосходило абсолютное большинство аналогов, особенно упаковываемых в коробки. Вот только стоило вино Charles Shaw 1,99 доллар.

Перспектива купить хорошее вино за 2 доллара крайне вдохновила любителей алкогольных напитков. Некоторые из них были готовы ехать в другой штат, чтобы привезти оттуда ящик Charles Shaw! Кассиры Trader’s Joe сначала очень удивились такому нашествию покупателей, а затем смирились с происходящим.

Негативные эмоции от происходящего испытали только виноделы. Они старались, экспериментировали, сохраняли традиции и выращивали лучшие сорта – а большая часть покупателей ринулась за Charles Shaw.

Это не совсем то, чего ожидал Чарльз Шоу. Он хотел принести в США сорт Гаме и подарить американцам Божоле-нуво – лёгкое, фруктовое, приятное молодое вино. Но его хозяйство производило не более 50 тысяч ящиков в год, а двухзначные процентные ставки по кредитам не давали возможности развиваться. В итоге Чарльз Шоу всё-таки изменил мир американского вина – пусть и не так, как хотел.

Почему вино за 2 доллара может быть хорошим

Но главный вопрос, который волновал (и до сих пор волнует) ценителей – почему вино за 2 доллара может быть хорошим? В конце концов, даже бутылка с корковой пробкой может стоить порядка 50 центов. Просто не может быть такого, чтобы остальные издержки компании были столь низкими.

Но, на самом деле, может. Секрет, правда, кроется в чистой экономике:

  • Для изготовления Charles Shaw используются самые популярные и простые в уходе сорта винограда, выращиваемые в США. Никакого Гаме. Каберне Совиньон, белый Зинфандель, Мерло, Шардоне, Совиньон Блан, Сира, Пино Гринжо – все эти сорта обильно плодоносят на территории Калифорнии, поэтому для ухода за ними требуется прилагать минимум усилий.
  • Вина Charles Shaw продаются по 2 доллара эксклюзивно в южной Калифорнии в сети супермаркетов Trader’s Joe. Поставка в другие штаты приводит к увеличению цены. Так, уже в Вашингтоне, который находится на всё том же западном побережье, стоимость этого вина составляет 3 доллара.
  • Компания регулярно уменьшает издержки. Так, двухдолларовые вина производятся не-органическим способом (с использованием, например, пестицидов для защиты лоз от вредителей). На качество напитка это не слишком влияет.

Two Buck Chuck стало чрезвычайно популярным вином и вошло в современную американскую культуру. Разумеется, у него появилось множество конкурентов. Однако даже сегодня люди готовы ехать в Калифорнию, чтобы привезти оттуда ящик Charles Shaw.