Испанские белые вина сильно уступают другим?
Когда речь заходит о хорошем белом вине, первое, что приходит в голову – германский Рислинг, французское Шабли или итальянское Пино Гриджио. Ценители напитков Нового Света также могут высоко отзываться о новозеландском Совиньон Блан или американском Шардоне. Но почему-то никто не вспоминает о том, что в Испании тоже делают белые вина.
Впрочем, это неудивительно. В то время как испанский шерри известен на весь мир, а Риоха считается образцом полнотелых элегантных красных вин с потенциалом выдержки в несколько десятилетий, белое испанское вино никогда не было достаточно качественным, чтобы поспорить даже с греческим или венгерским.
В этой статье я расскажу, что не так с испанскими белыми винами – и почему они сильно уступают по качеству французским или итальянским аналогам.
Немного из истории испанского виноделия
До примерно 1980-х годов испанское виноделие было сконцентрировано на производстве трёх культовых, известных на весь мир напитков:
- Шерри (херес) – креплёное вино, производимое из различных сортов белого винограда. Ключевым был Педро Хименес, который даже в Крым завезли – для производства портвейна и белых вин. А самым популярным – Паломино Фино, максимально простой в выращивании и урожайный.
- Кава – испанское игристое белое вино, которое активно конкурировало с просекко и креманами за звание «второго» игристого вина после шампанского. На стороне Кавы были низкая цена и метод шампанизации, который создавал более «газированные» напитки со сложным фруктово-сливочным вкусом.
- Риоха – полнотелое красное вино с высоким содержанием танинов и прекрасной структурой. Его ключевая особенность – невероятный потенциал выдержки, причём с годами оно становится всё лучше – элегантнее, благороднее и более структурированным.
Таким образом, испанские виноделы сконцентрировались на том, что у них получается особенно хорошо, и не пытались экспериментировать со стилями и напитками. В конце концов, им приходилось конкурировать со всем Старым Светом, пытаясь удержаться хотя бы в среднем ценовом сегменте.
Но потом случилось ужасное – Айрен.
Айрен, который почти уничтожил имидж белого вина из Испании
Вообще сорт белого винограда Айрен появился примерно в XV веке. Скорее всего, он существовал и до этих времён, но просто самое старое документальное упоминание его датируется 1513 годом – он описывается в работе «Общее земледелие» учёного-агронома Габриэля Алонсо де Эрреры.
Долгое время Айрен был локальным сортом, который наиболее активно выращивали в провинции Кордова. Из него делали ординарные, столовые белые вина, которые не вы могли похвастаться глубоким вкусом и ароматом. Чтобы было понятнее, проведу сравнение: ближайший аналог Айрена – это «наша» Изабелла.
Но в середине XX века, после двух Мировых войн и одной невероятно масштабной Гражданской, испанские виноделы столкнулись с тем, что их промышленность уничтожена, а лозы погибли под гусеницами танков. Потребовалось что-то, что могло бы восстановить индустрию. И этим «чем-то» стал сорт Айрен.
Айрен продемонстрировал невероятную скорость роста, высокую урожайность и неприхотливость. Он давал неплохие ягоды даже в годы с заморозками или жарой. В итоге виноделы начали массово выращивать Айрен – это было просто и дёшево.
Айрен начал охватывать виноградники как лесной пожар – по состоянию на 2004 год 23% посадок в Испании представлены именно этим сортом. Производители тоже не слишком церемонились с технологией, вкусом и ароматом. Быстро поняв, что из Айрена не получится сделать благородное вино, они начали «клепать» напитки с низкими или хотя бы удовлетворительными качествами, сделав ставку именно на количество и цену.
Восстановление имиджа испанского виноделия
Впрочем, было бы неправильно тыкать пальцем в Испанию и говорить «ха-ха» – в конце XX века не одна она пыталась укрепиться на полках супермаркетов, сделав ставку на количество и низкую цену, а не на вкусовые качества вин. Этот подход «поразил» практически все страны Старого Света, относящиеся ко «второму эшелону». Далеко за примерами ходить не нужно: помните германское «Молоко любимой женщины» в голубых бутылках или южноафриканский Пинотаж? У них было только одно достоинство – они были иностранными и дешёвыми. Поэтому многие российские студенты, отправляясь на свидание к девушке в соседнее общежитие, брали с собой бутылку не «Виноградного дня», а «Либенфраумилх». Элегантно и красиво! И на пирожок с капустой останется.
Но я отступил от темы. В 1990-х годах испанские виноделы неожиданно поняли, что на мировом рынке их напитки не очень-то уважают: Айрен всё чаще оказывался нераспроданным. Тем более, потребительский паттерн сменился – люди были готовы платить больше за хорошее вино, которое порадует их вкусом и структурой.
Поэтому они обратились к международным сортам. Так на испанских виноградниках появились:
- Совиньон Блан;
- Гевюрцтраминер;
- Шардоне.
Испанцы вспомнили и об аборигенных сортах винограда: Альбариньо, Виура (Макабео), Мальвазия. Количество выращиваемого Айрена значительно снизилось. Однако испанскому белому вину предстоит пройти ещё долгий путь к благородной стилистике.
Две проблемы испанского белого вина…
У испанского белого вина есть две серьёзные проблемы, которые останавливают его от выхода на рынок серьёзных и благородных напитков.
Первая – климат страны. В Испании банально слишком жарко, чтобы белые сорта винограда могли сохранить свою благородную структуру со сравнительно высокой кислотностью, но при этом ощутимыми оттенками других вкусовых качеств.
Из-за выращивания в жарком климате большинство испанских белых вин – невыразительные и плоские. Кислотность всегда придаёт дополнительную глубину структуре. Однако готовое вино может впечатлять ароматом и цветом, но по вкусу оказываться «подкрашенной водичкой с алкоголем» (впрочем, кому-то даже такая стилистика нравится).
Вторая проблема испанского белого вина – производители не умеют с ним работать. Они слишком долго выпускали либо Риоху, либо Айрен, из-за чего Шардоне или Совиньон Блан оказываются для них слишком сложными и непонятными. Первый сорт настолько выдерживается в дубе, что его можно на хлеб намазывать (фигурально, конечно же), а второй лишается пикантности и хруста.
…и одна хорошая новость
Если с международными сортами испанские виноделы работать пока не научились, то с аборигенными у них всё получается намного лучше: они имеют хорошую структуру, приятный баланс и необычный аромат.
Например, одно из самых удачных белых вин Испании – это Альбариньо из региона Галисия (апелласьон носит название Rias Baixas XO). В их вкусе и аромате доминируют оттенки персиков и абрикосов, цитрусовых фруктов, мокрых камней и свежевыпеченного хлеба. Сорту свойственна небольшая горчинка, которая, впрочем, не портит стилистику, а придаёт узнаваемую пикантность.
Купаж Виуры и Мальвазии из Риохи тоже достоин внимания: серьёзное белое вино с оттенками цитрусовых, пряных трав, садовых фруктов и поджаренных тостов. Главная особенность – пряность во вкусе и послевкусии. Это узнаваемая черта купажа и региона, рекомендую!
Наконец, не стоит забывать и о производителях ААА-класса – например, Marques de Riscal. Им удаются даже международные сорта. Например, Совиньон Блан получается именно таким, каким должен быть – хрустящим, кислотными, с тонами травы после дождя и крыжовника.
Поэтому уже через несколько лет испанское белое вино вполне сможет конкурировать с итальянским. А там и до французского недалеко.