Art Russe – самое русское из вин Сент-Эмильона
Апелласьон Сент-Эмильон в правобережном Бордо – один из самых узнаваемых французских винодельческих регионов. Именно здесь производится пышное Мерло с невероятной насыщенностью и узнаваемой сортовой палитрой, а также рождается танинный Каберне Фран, который придаёт напиткам дополнительную глубину и обеспечивает невероятный потенциал выдержки.
Ведущие хозяйства Сент-Эмильона знакомы любому коллекционеру: Chateau Cheval Blanc, Chateau Ausone, Chateau Pavie, Chateau Angelus… Их можно встретить в лучших собраниях и на крупнейших аукционах элитного алкоголя.
Однако, изучая вина из Сент-Эмильона, можно однажды наткнуться на очень интересные и неожиданные напитки. Хотя сортовой состав – привычен для Бордо, но на этикетках картины Ильи Репина, Николая Фешина, Гелия Коржева. Нашлось место и для репродукции литографии «С Богом!» Анатолия Ганкевича, на которой Юрий Гагарин изображён в традиционном для иконописи стиле.
Признаться, когда я впервые наткнулся на вина из коллекции Art Russe, я был очень удивлён и даже немного шокирован. Крайне неожиданно было увидеть российские картины на этикетках напитков из Сент-Эмильона.
Однако это пробудило во мне любопытство – и я решил изучить историю Art Russe немного подробнее. Своими открытиями делюсь с вами.
Всё началось с одного мецената. И с Дэвида Бэкхема
История бренда Art Russe начинается в 2012 году с Андрея Филатова – бизнесмена, ценителя антиквариата и мецената родом из России. Будучи глубоко влюблённым в искусство своей страны, он основал благотворительный фонд, который занимался популяризацией отечественной культуры в западном информационном пространстве.
Особенно Андрею Филатову нравится российское искусство, принадлежащее советским временам. Он говорит, что СССР был огромной империей, жители которой не только ракеты в космос запускали и мирный атом осваивали, но и творили. При этом метафоричность в картинах художников советских времён просматривается гораздо более ярко, чем в картинах дореволюционных живописцев, которые просто стремились изобразить красоту окружающего мира или тяготы бытовой жизни.
Второй страстью Андрея Филатова было вино из правобережного Бордо. Я его прекрасно понимаю – это действительно очень сложные и элегантные напитки. Кроме того, каждая бутылка вина из правобережного Бордо – это практически произведение искусства: сложное, многослойное, уникальное и медитативное. Это не мем в интернете, на который можно бросить один взгляд и уйти удовлетворённым. Это искусство, которое требует времени для полного понимания.
В 2012 году обе страсти Андрея Филатова объединились. Он основал собственное винодельческое хозяйств в Сент-Эмильоне, получившее название Chateau La Grace Dieu des Prieurs, что переводится как «Замок милости приоров». Приоры – это настоятели монастырей. Chateau La Grace Dieu des Prieurs было практически «домашним производством» – шато выпускало (и выпускает) лишь 30 тысяч бутылок вина ежегодно. Для каждого релиза подготавливается 12 уникальных этикеток с репродукциями картин художников советского периода.
Долгое время о существовании Chateau La Grace Dieu des Prieurs знали только избранные ценители вина. Однако в начале 2020 года Art Russe неожиданно оказалось на слуху. Виной тому стал Дэвид Бэкхем, известный футболист, опубликовавший в социальных сетях фотографию бутылки Chateau La Grace Dieu des Prieurs с подписью «Спасибо за прекрасное вино».
Это была бутылка одного из первых урожаев Chateau La Grace Dieu des Prieurs. На этикетке приводилась репродукция труда Ильи Репина, на которой изображался момент передачи российским императором Николаем II первой Конституции страны в 1905 году.
Из-за этого британское издание Daily Mail совершило безумную ошибку – его журналисты решили, что 1905 год – это винтаж вина. И обвинили несчастного Бэкхема в употреблении невероятно дорогого напитка ценой 2715 фунтов стерлингов за бутылку (на тот момент это было эквивалентно примерно 250 тысячам рублей). Популярности Chateau La Grace Dieu des Prieurs это, разумеется, не прибавило.
Однако благодаря Бэкхему о Chateau La Grace Dieu des Prieurs узнали люди по всему миру. Прошло совсем немного времени – и Art Russe уже начало появляться в элитных ресторанах, на аукционах премиального алкоголя и в погребах коллекционеров (и инвесторов).
Связь вина и искусства
Сейчас я хочу отвлечься от непосредственно Chateau La Grace Dieu des Prieurs и поговорить о вине и искусстве. Если вас интересуют больше технические подробности Art Russe – то пролистайте до следующего подзаголовка. Мы погружаемся в историю и культуру.
Почему вино называют «благородным напитком»? В мире множество продуктов, которые производятся методом ферментации фруктового сока. Но ни сливовица, ни сидр звания «благородного напитка» не удостоились, а вино – да. Секрет, как мне кажется, кроется в его удивительных вкусовых качествах и сложности.
Даже самое дешёвое вино из тетрапака, будучи приготовленным из настоящего винограда, сможет удивить вас своей структурой. Первый глоток будет отличаться от второго, второй – от третьего, третий – от четвёртого, и так далее. Именно такой медитативный характер вина связывает его с искусством и культурой. Посмотрите на картину, например, Айвазовского. Первый взгляд – и вы увидите просто бушующее море. Второй – и заметите солнечные лучи, проходящие через гребни волн. Третий – и насладитесь игрой оттенков неба.
Вино и искусство связывались с доисторических времён. Древние греки украшали свои сосуды килики узорами, демонстрирующими мифологические сцены. Средневековые купцы предпочитали серебряные кубки, инкрустированные камнями и декорированные сложными геометрическими или растительными узорами. Во времена Эпохи возрождения пришли венецианское, богемское и английское стекло. Всё это было предназначено для того, чтобы радовать глаз, превращая винопитие в погружение в искусство.
Даже сегодня, во времена прикладных и функциональных сосудов, мы стараемся наполнить винопитие искусством. Посмотрите на бокалы, из которых мы потребляем этот благородный напиток. Их сложные, утончённые формы наполнены элегантностью и аккуратностью. Особенно – если у вас хорошая посуда из хрустального стекла, а не первые попавшиеся бокалы, продающиеся в IKEA коробками по шесть штук, сложенными в сетчатых ящиках посреди прохода.
Производители тоже стремятся отразить связь вина и искусства. Пионером стал барон Филипп Ротшильд, который в 1924 году самостоятельно разлил весь урожай Chateau Mouton-Rothschild по бутылкам и попросил художника-кубиста Жана Карло создать для его авангардную этикетку. Так и зародилась традиция, связанная с этим хозяйством. Для каждого нового винтажа Chateau Mouton-Rothschild приглашают нового художника, создающего уникальные этикетки. С французским хозяйством работали Сальвадор Дали и Василий Кандинский, Марк Шагал и Пабло Пикассо, Энди Уорхол и Джефф Кунс…
У Chateau Mouton-Rothschild появились и последователи:
- Испанская винодельня Altanza для этикеток своей Риохи гран резерва использовали работы местных художников – и зачастую ей приходилось платить невероятные суммы правообладателям.
- Калифорнийская винодельня Kenwood сотрудничала с Жоаном Миро и Пабло Пикассо.
- Французы Champagne Tattinger заказывали этикетки у Андре Массона и Роя Лихтенштейна.
- Супертосканское хозяйство Ornellaia выпускает серию Vendemmia d’Artista, в которой даже сами бутылки, а не только их этикетки, зачастую представляют истинное произведение современного искусства – пусть и иногда слишком авангардного.
Производители стремятся продемонстрировать связь вина и искусства. Однако Андрей Филатов пошёл даже дальше, чем барон Филипп Ротшильд. Он буквально приобрёл шато в регионе Saint-Emilion Grand Cru, чтобы выпускать вина, проставляющие советских художников. Вот она, широта русской души!
Искусство снаружи и в душе вина
Андрей Филатов купил Chateau La Grace Dieu des Prieurs в 2013 году. Точнее, он приобрёл права на замок – во французском законодательстве всё ещё сложнее, чем в российском. Вместе со свидетельством о собственности он получил ещё и возможность переделать некоторые интерьеры шато, чем не преминул воспользоваться.
Для перестройки он пригласил архитектора Жана Нувеля. Перед специалистом встала ещё более сложная – ему было необходимо спроектировать не здание, а погреб. Вдохновившись поздним советским искусством, Жан Нувель создал подвал, имитирующий шахту орбитальной ракеты – много уровней, уходящих глубоко под землю.
Тема взаимосвязи космоса, искусства и виноделия проявляется в каждой детали интерьера Chateau La Grace Dieu des Prieurs. Например, на полу цеха ферментации – психоделическая картина с портретом Юрия Гагарина. Она отражается в металлических цилиндрах из нержавеющей стали, в которых бродит будущее вино.
Уровень ниже – баррикайя, цех, где выдерживается вино. На Chateau La Grace Dieu des Prieurs используются только бочки из мелкопористого французского дуба, произведённые компанией Radoux Blend. Применяются исключительно эти баррики – что выделяет хозяйство на фоне остальных французских шато, в чьём арсенале могут быть десятки разных типов сосудов.
Chateau La Grace Dieu des Prieurs выпускает единственное вино Art Russe. Владелец хозяйства без ложной скромности рассказывает, что хочет сделать «лучший напиток в мире». Однако его подход приводит к тому, что вино крайне сильно зависит от винтажа, вследствие чего может проявляться вариативность вкусов.
Тем не менее, вино у Chateau La Grace Dieu des Prieurs получается впечатляющим. Критики и сомелье называют его пышным, свежим и глубоким. Отчасти такой стиль достигается благодаря усилиям Луи Митжавиля, энолога-консультанта, который контролирует не только производство благородного напитка, но и особенности выращивания винограда.
Например, он ввёл нетипичный для Бордо метод контроля урожайности, называющийся «кордон». После того, как происходит завязь ягод, сотрудники виноградника выходят на посадки с секаторами и удаляют от 50% до 80% будущих гроздей. Это позволяет снизить урожайность – но при этом наполнить каждую сохранившуюся виноградину максимумом вкусов, ароматов и оттенков.
Винтажи, цены и особенности Chateau La Grace Dieu des Prieurs
Chateau La Grace Dieu des Prieurs выпускал вино и до покупки Андреем Филатовым. Поэтому сейчас ещё можно найти в продаже его «старые» винтажи – до 2014 года включительно. Их вполне можно пить: они начали сглаживаться и структурироваться.
Первым концептуальным урожаем Art Russe стал 2015 год. И Андрею Филатову очень повезло. 2015 год – это великий винтаж Бордо, с интенсивным ягодным профилем, очаровательными пряностями во вкусе и аромате, сочным телом и бархатистыми танинами.
Следующим урожаем Chateau La Grace Dieu des Prieurs стал 2016 год. Он, конечно, не оказался таким же эффектным, как и предыдущий, но остался впечатляющим. Андрей Филатов использует метод долгой выдержки, поэтому винтаж 2016 года поступил в продажу только в 2021 году.
В 2022 году мог бы поступить в продажу винтаж 2017 года – однако он был безурожайным. Ледяной ветер накрыл виноградники Chateau La Grace Dieu des Prieurs во время завязи ягод, после чего не осталось ни единой грозди. Винтажи 2018 и последующих годов всё ещё дозревают. Хозяйство выдерживает их как минимум несколько лет в стекле, чтобы нетерпеливый покупатель мог открыть бутылку Chateau La Grace Dieu des Prieurs, вернувшись из магазина – и насладиться сложным, правильно сделанным, насыщенным вином.
При объёме выпуска в 30 000 бутылок в год купить Chateau La Grace Dieu des Prieurs может быть очень сложно. Но – возможно. Культовый урожай 2015 года стоит порядка 650 долларов за бутылку формата магнум (1,5 литра), а винтаж 2016 года – уже около 750 долларов за бутылку формата магнум.