Германские вина прошлого

Ещё всего 30–40 лет назад словосочетание «германское вино» вызывало у ценителей разве что лёгкую улыбку, в которой смешивались снисходительность и интерес. За пределы государства экспортировались самые дешёвые вина, популярные среди женщин и молодёжи.

Вспомните «Молоко Богородицы» (Liebfraumilch) в характерной ярко-синей бутылке. Оно было настолько дешёвым, что на стипендию постсоветского студента можно было купить ящик такого вина. «Молоко Богородицы» (Liebfraumilch) действовало безотказно: лёгкое, невероятно сладкое, практически сахарное, с достаточным содержанием алкоголя, оно было прекрасным дополнением для романтического вечера, перетекающего в интересное продолжение.

В принципе, ещё всего 30–40 лет назад практически все германские вина были дешёвыми. Напитки из Штадт-Велена, Хаттенхайма, Вильтингена, Окфена стоили порядка 5–10 долларов за бутылку. Сегодня, чтобы приобрести такое вино, потребуется расстаться с 2–3 тысячами евро.

Что же стало с немецкими винами? Как они из массовых напитков стали коллекционными? Расскажу.

Закат германского виноделия

Вина в Германии производятся уже около двух тысяч лет. И во времена Средневековья, а также эпохи Ренессанса, они были на пике популярности. Германские вина доставлялись к престолу Папы Римского!

В конце XIX века Германия меньше других европейских регионов пострадала от филлоксеры. В первую очередь из-за того, что там было достаточно холодно. Насекомое просто не выдерживало некомфортного немецкого климата и вымирало естественным путём.

Что же случилось с германским виноделием, что уже к середине XX века к нему начали относиться снисходительно? Произошло «Молоко Богородицы». В начале 1920-х годов в Германии открылось сразу несколько производителей, которые ориентировались на массовые международные продажи.

Так за пределы Германии «потекло» дешёвое, но в принципе неплохое вино. Например, Blue Nun поставлял более 2 миллионов ящиков ежегодно! Под этим брендом выпускалось в первую очередь Liebfraumilch, «Молоко Богородицы», изготавливающееся из Рислинга, Сильванера и Мюллер-Тургау.

Blue Nun изменил представление о германском вине одной простой, но чрезвычайно успешной рекламной кампанией. Он позиционировал Liebfraumilch как «универсальный напиток». Вино, которое можно было употреблять с любой пищей. В то время как французские и американские снобы выпускали целые путеводители, рассказывающие, как правильно составить гастрономическое сопровождение для выбранного напитка, Liebfraumilch от Blue Nun, по словам самого производителя, можно было сочетать хоть с рыбой, хоть с мясом, хоть с десертами.

Эта рекламная кампания подкосила представление о германском вине. Казалось, любой напиток из этого государства – «универсальный» и простой. Для тех, кто не хочет разбираться в вине, а стремиться просто расслабиться с бокалом слабоалкогольного сладковатого чего угодно. Даже производители из лучших коммун и терруаров Германии были вынуждены подстроиться под это представление.

Так и случился закат германского виноделия. Рислинг из Вильтингена за 8 евро (в современном эквиваленте)! Это же почти бесплатно!

Рассвет германского виноделия

В 1990 году германское правительство наконец-то поняло, что вино с 2000-летней историей, некогда подававшееся к папскому престолу, превратилось в «нечто» для соблазнения студенток и вечеринок одиноких дам. Допускать дальнейшего морального разложения было нельзя. И государство ввело жёсткую систему классификации вин.

Для начала Германию разделили на 13 винодельческих регионов. Затем ввели список разрешённых к выращиванию сортов винограда.

Он насчитывал 59 белых разновидностей и 29 – красных. И наконец, ввели четыре уровня классификации вин:

  • Deutscher Tafelwein. Столовое вино. Может быть произведено из привезённого откуда угодно винограда, в том числе смеси, допускается не указывать винтаж… В общем, самое простое, дешёвое и практически не попадающее на экспорт.
  • Deutscher Landwein. Местное вино. Может быть произведено из винограда, выращенного в указанной территории, там же, где и расположено хозяйство. Минимум требований к качеству. Простое, недорогое, на экспорт также практически не попадает.
  • Qualitätswein bestimmter Anbaugebiete. Качественное вино из указанной области. Производится из винограда, выращенного в определённом регионе. Ягоды должны хорошо вызревать, а специальная комиссия проводит дегустацию готовых напитков, чтобы присвоить им соответствующий статус.
  • Prädikatswein. Лучшее вино. Чтобы напиток получил такой статус, он должен быть изготовлен из винограда надлежащей (особой) спелости, выращенного в определённом регионе, который указывается на этикетке, и соответствовать огромному количеству других стандартов.

Такая жёсткая регламентация, конечно, не порадовала производителей дешёвых напитков. Зато она помогла небольшим хозяйствам, похожим на французские шато. Их владельцам не пришлось значительно менять технологии выращивания винограда и производства напитков, чтобы достичь высоких уровней качества.

Уже в 1990-х годах ценители заговорили о коллекционных винах. Рислинг с небольших хозяйств Мозеля и Рейнгау вновь стал популярным и востребованным. Цены на вино начали расти с удивительной скоростью.

Сегодня Мозель и Рейнгау – два региона, которые производят самые дорогие немецкие вина. Цена на бутылку может доходить до 2–3 тысяч долларов! А ведь всего около тридцати лет вина оттуда стоили всего 5–10 долларов и не привлекали внимания покупателей…