Коллекционирование вина – хобби, бизнес, нумизматика или искусство?
Коллекционирование вина – довольно новое хобби. Когда речь заходит о собирании, большинство сразу думают о монетах, марках или хотя бы бабочках. Но чтобы коллекционировать вино… Что это вообще?
Расскажу немного о том, какое бывает коллекционирование вина.
Коллекционирование вина как хобби
Вино не зря считается благородным напитком. В отличие от большинства видов крепкого алкоголя, оно характеризуется крайне высокой сложностью изготовления. Чтобы сделать по-настоящему хорошее вино, недостаточно взять виноград, выжать из него сок и отправить бродить. Нужно взять по-настоящему хороший виноград, который набрал достаточно сахара и полезных веществ из земли и солнца; выжать его особым способом, чтобы танины из гребешков попали в готовый сок, но при этом не сделали его терпким; отправить бродить под строгим контролем… Поэтому каждая бутылка марочного и винтажного вина по-настоящему уникальна.
И это не преувеличение. Напитки разных винтажей, даже сделанные на одном и том же хозяйстве, могут значительно отличаться по вкусу. Сенсорный профиль вина впитывает всё – он может рассказать о майских заморозках и о летних ливнях, о нашествии заболеваний и о том, на какой почве росли ягоды.
Когда понимаешь это, хочется собрать всю коллекцию вкусов и ароматов вина, которые только существуют в природе. И вот сначала покупаешь винный шкаф, потом начинаешь копать погреб, к нему прирастают дополнительные комнаты…
Коллекционирование вина как бизнес
Но есть и ещё один подход к коллекционированию вина. Он – строго деловой и лишённый всяких элементов восхищения. Деловой подход превращает коллекционирование вина в бизнес.
Я не буду скрывать – на перепродаже вина можно зарабатывать хорошие деньги. Бутылка Petrus при покупке непосредственно на хозяйстве обойдётся вам примерно в 1,5–2 тысячи долларов. Через десять лет вы сможете перепродать её вдвое дороже. А если винтаж вина был признан великим независимыми сомелье и винными критиками, такими как Роберт Паркер, то цена дополнительно вырастет в разы.
Коллекционеров, собирающих вино исключительно для перепродажи через пять-десять лет, называют негоциантами. Как правило, они заключают договора непосредственно с производителями напитков. Торги, в свою очередь, ведутся на аукционах и подобных площадках.
Таким коллекционерам совершенно не важен вкус или аромат вина. Основу их собрания составляют высоколиквидные марки, которые быстро набирают в стоимости и легко продаются – Petrus, Chateau Mouton-Rothschild, Chateau Lafite-Rotschild, Chateau Latour, Chateau Margaux и другие.
И не стоит их винить. В конце концов, это – просто сферический бизнес, в котором одни коллекционеры-негоцианты покупают вино у других коллекционеров-негоциантов. А пить при этом предпочитают супертосканские или американские напитки.
Коллекционирование вина как искусство
Но есть и ещё один подход. Когда человек по-настоящему любит вино, он прекращает обращать внимание на марку и этикетку. Хороший пример – француз Мишель-Жак Шассей. Он вырос в Бордо, среди всех этих премьер гран крю. Но при этом он любит крымские вина – те самые «Мускат белый» и «Кагор», которые продаются в каждом магазине по цене в несколько сотен рублей.
Задача коллекционера, который относится к своей деятельности как искусству – создать самое изысканное собрание вина. Но при этом сам подход может быть разным. Мишель-Жак Шассей собирает великие вина и гордится наличием у себя напитков хозяйства Petrus всех винтажей. Я знаю коллекционера, который хочет собрать коллекцию самых «страстных» вин и не очень понимаю, что именно он подразумевает под «страстью». Но мы, коллекционеры, люди довольно оригинальные.